Учительница начальных классов Ольга Штукатурова приехала в Богдановскую школу из Тулы по распределению. 19-летняя выпускница Тульского педагогического училища № 1 тогда даже подумать не могла, что на всю жизнь останется в маленькой деревне в 20 км от Новомосковска.

001

- Я так мечтала быстрее быть самостоятельной, пойти работать, уехать от родителей, что вместо очной учебы в университете выбрала школу. В Богдановке должна была провести три года — столько обязывало распределение. Но все как-то затянулось: в этом году я праздную 35-летний профессиональный юбилей. В деревне я вышла замуж, здесь родились и учились мои дети. Теперь они уехали, а я все еще в Богдановке. И ни о чем не жалею.

Сначала я здесь сходила с ума. Такая скука! Я жила в предоставленной мне комнате, не знала, что делать, куда пойти. Каждые выходные я сбегала в любимую Тулу. А потом привыкла, познакомилась с людьми, оказалось, что в деревне может быть тоже очень интересно.

002

Мой первый класс казался мне невыносимым. Они были такие активные, а я совсем без опыта. Думала, ну если следующий будет таким же, точно уеду! А потом мы с ними тоже подружились. Я поняла: они не невыносимые, просто другие, не такие, как в городе, самостоятельные. Направили энергию в нужное русло: ходили в походы, участвовали в играх, играли в футбол, ездили на лыжах. Я сама, честно говоря, ничего «походного» не умела, а они так умело кашеварили и разводили костры, что обучили всем этим хитростям и меня. Мы очень сдружились. Я до сих пор вспоминаю этот выпуск с любовью.

В деревне дети открытые и всегда готовы помочь. А еще они обожают бывать в школе. Уроки, кружки, спортивные секции — им все интересно! Такая искренность подкупает. Для них школа — центр вселенной. Мы, учителя, это чувствуем и отдаемся работе, наполняя эту вселенную по максимуму. Мне часто предлагали работу в городе, но я из Богдановки никуда. Пока в деревне есть школа, буду и я. Здесь я нужна, в этом сомнений нет.

003

Школа в Богдановке маленькая — всего 21 ученик. Но жители за школу горой — и те, у кого в семье есть школьники, и те, у кого нет. Школа — единственное, за что пока еще держится деревня. У нас есть тут только она и маленький частный магазинчик. Не будет их — народ уедет, и тогда Богдановке конец.

В следующем году к нам придет трое учеников. Для нас это много. В некоторых классах у нас по одному человеку, а тут сразу три! Но маленькие классы — это неплохо. Можно сказать, у нас индивидуальное обучение. Не посмотрите, что деревня, — знания ребята получают хорошие. Мы даем базу, дети учатся у нас до 9 класса, хорошо сдают экзамены, потом отлично ориентируются в новых городских школах и поступают в университеты. Были даже случаи, когда к нам приезжали дети из больших школ, и у нас их успеваемость становилась лучше. Все потому, что у нас есть возможность найти подход к каждому.

004

Не люблю ставить оценки. В начальных классах наша задача — дать базовые знания ученикам и научить их учиться, дать возможность полюбить школу. Но так нужно.

Могу поставить двойку, но объясняю ученикам: это не оценка их личности, это уровень знаний по теме — звоночек для того, чтобы изучить ее подробнее. По сути, оценки в начальной школе — это призыв для родителей обратить внимание. Дети должны понимать: любое незнание — решаемая проблема. У нас мало учеников, мы можем остаться после уроков и разобрать тему еще раз.

005

Первый класс — самое сложное время в школе. Ребенок сталкивается с постоянным «надо». Если этих «надо» будет слишком много (уроки, секции, кружки, репетиторы), интерес у первоклашки может пропасть. Причина простая — усталость. Родителям нужно не переборщить с занятиями, хотя бы в период адаптации.

007

Если ребенок не хочет в школу, родителям нужно поговорить с учителем. Стесняться не нужно. Учитель — ваш друг, но он обычный человек. Вдруг он уделял недостаточно внимания ребенку, не дал ему возможность чувствовать себя уверенно? Замалчивать такое нельзя. Поговорите по душам. Иногда и учитель может заметить, что с ребенком что-то не то. У меня был случай в практике: ученица сказала, что мама ее не любит. Я знаю семью, маму — такого просто быть не могло! Поговорила с девочкой: оказалось, мама, по ее мнению, недостаточно ее обнимала. Конечно, родители в суете рабочих будней не всегда замечают такие моменты. Поэтому связь учителя и детей очень важна.

Заинтересовать детей просто. Надо увлечься самим! Если вы горите каким-то делом, ребята включаются в работу очень активно. Мы, например, участвуем во всех конкурсах, устраиваем праздники, поощряем победителей. Дети так устроены, что им нравится быть в центре событий. Мы должны поддержать их искру, тогда они в дальнейшем будут активными и добьются успехов в жизни.