11 октября 2022 года в рамках национального проекта «Образование», регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в МБОУ «Гимназия №1» города Новомосковск Тульской области прошло занятие английского языка на тему «Изобретения» по проблеме «Практико-ориентированные подходы в изучении английского языка. Говорение». Урок провел учитель высшей категории Мельников Владимир Юрьевич.
Практически нет такой области знаний, которая бы не изучалась в рамках предмета иностранный язык. Это и языкознание, грамматика, литература, МХК, история, география, ОБЖ, физическая культура, а так же этикет, практическая психология и многое другое. Поэтому при изучении английского языка необходимо использовать практико-ориентированные задания.
Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, основаны на жизненных реалиях и значимых для подростка вопросах. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только знание лексики и грамматики английского языка, сколько умение проявить свою эрудицию, применить знания, полученные в других предметах. А это шаг к воспитанию творчески активной личности.
Обучение с использованием практико–ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. Практико–ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
На уроке присутствовала заместитель директора Анисимова Татьяна Борисовна, которая отметила, что практический аспект подготовки обучающихся на уроках английского языка осуществлялся с учетом использования теории практико–ориентированных заданий, основная цель которых – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности.
При изучении темы «Изобретения» в 11 классе учащиеся пришли к выводу, что в век компьютерных технологий все труднее обходиться без услуг сети интернет. Использование этого ресурса стало настолько популярным у современных подростков, что общение в социальных сетях зачастую заменяет живое общение. При этом, для экономии времени используются сокращения, аббревиации, пропускаются в словах гласные буквы. Слова видоизменяются до неузнаваемости. Использование таких видоизмененных слов входит в привычку, и они употребляются автоматически вне зависимости от ситуаций.
Причем, очень многие английские выражения заняли свое место и в русском языке. Такие как LOL (громко смеюсь), CU (увидимся), BTW (кстати), OMG (Боже мой!)
Во время урока использовались самые распространенные ситуации, встречающиеся в повседневной жизни каждого человека. Учитель выводил учащихся на диалог и монологические высказывания с применением лексического материала в устной речи. Хотелось бы отметить, что все учащиеся были задействованы в общении с учителем, а также друг с другом. На уроке создался очень благоприятный климат благодаря использованию приемов снятия лингвистического барьера (постоянный диалог с учащимися, примеры из личного опыта, отработка грамматического материала).
Отличительным моментом в данном уроке является способ получения обратной связи от учащихся, а также возможность использования современных электронных устройств в ходе урока. Именно они облегчили учащимся работу с текстами, посредством быстрого и удобного доступа к словарям (приложения Multitran, Translate.ru), доступа к дополнительной информации в группе педагога и возможности получить самоконтроль (во время записи аудио диалога) и контроль педагога.
На этапе рефлексии Владимир Юрьевич сказал:
– Well, let’s have some results of the lesson. What do you think to be advantages and disadvantages of the lesson? What should be paid more attention to? (Итак, подведем итоги урока. Что вы думаете, какие «плюсы» и «минусы» урока. На что нужно обратить внимание.)
Student 1(учащийся):
- The thing I liked most is the oral speech, the communication. We were speaking English and that’s fine. (Мне понравилось: устная речь, общение. Мы разговаривали на английском и это отлично!)
Student 2 (учащийся):
- I liked working with the text (Мне понравилось работать с текстом)
Student 3 (учащийся):
- I want to mention the atmosphere at the lesson. It promoted better understanding of the material. (Я хочу отметить атмосферу урока. Она способствовала лучше усваивать и понимать материал)
Teacher (учитель):
- Thanks to everybody. Well done. (Спасибо, Всем! Отлично!)