9 декабря – День Героев Отечества. Он стал поводом поговорить о таких нравственных категориях, как память, героизм, подвиг, патриотизм в рамках работы переговорной площадки – мероприятия, состоявшегося в этот день в школе №2. Участники его – представители разных поколений: младшего – учащиеся 4-11 классов школы – и старшего – эксперты. Ими стали представители общественных организаций, депутатского корпуса и духовенства.
Среди тех, кто специально приехал в школу для беседы с юным поколением – будущим России – депутат Государственной Думы Российской Федерации Владимир Игорьевич Афонский, начальник ОМВД России по городу Новомосковску Александр Фёдорович Борисов, заместитель председателя Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Ирина Юрьевна Руденко, помощник благочинного церквей по Новомосковскому округу иерей Антоний Панченко, члены Новомосковской районной Тульской области общественной организации ветеранов боевых действий «Память» Александр Николаевич Фатальников и Александр Владимирович Белюгов. Среди экспертов были преподаватель-организатор ОБЖ нашей школы, Герой России Александр Васильевич Бойков и директор школы Светлана Михайловна Шевякова.
О чем говорили представители разных поколений? О том, чем отличаются понятия «история» и «память», о том, с помощью чего формируется историческая память у каждого подрастающего поколения. А ещё, размышляя над таким высказыванием М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», пришли к выводу, что очень важно для всех нас сохранять историческую память, потому что только при этом условии будет жив народ.
Размышляли о том, что надо прожить жизнь так, чтобы оставить след. Добрый след. Пытались сформулировать, что такое честь. Говорили о героизме и подвиге – военном и мирном. О героях. Кого нынешнее поколение назвало героями? Илья Муромец и Дмитрий Донской, А.В. Суворов и М.И. Кутузов, Г.К. Жуков и Саша Чекалин, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Среди прозвучавших имен мы услышали имя Дмитрия Мальцева, нашего выпускника, погибшего в 2016 году в Дагестане при исполнении служебных обязанностей. Отрадно понимать, что те, кто сейчас учится в школе, знают и помнят о тех, кто отдал жизнь за Родину. А ещё радостно было услышать, как героями наши ученики называли своих прадедов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. И рассказывали о том, какой путь им пришлось пройти. Как тут было не вспомнить строчки из песни: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…»! Героям, неизвестным героям Великой Отечественной, посвящен альманах, выпускаемый по инициативе В.И. Афонского благотворительным фондом «Земляки». С 2015 года вышло восемь томов. Авторы эссе, рассказывающих о подвиге предков, – школьники, в том числе, и наши. И это тоже сохранение памяти. Исторической памяти.
Но ведь есть место подвигу и в мирное время! Этот мирный подвиг (пусть он будет маленьким) может совершать каждый. Совершать ежедневно. В этот день у нас в гостях были настоящие герои Анушервон Ибронов, Артём Воронин, Владислав Козырев, Никита Сабитов. Почему они? Пять лет назад, в уже далёком 2014 году, они спасли упавшую в колодец пенсионерку. В ту пору ребятам было 12 – 14 лет! И они даже не думали, что совершили что-то необычное, никому ничего не сказали. О их поступке директору школы, в которой мальчишки учились, сообщила сама спасённая.
Долгий (длившийся более полутора часов) и интересный разговор, несомненно, дал пищу для размышлений, позволил юным о чём-то задуматься, многое понять и осмыслить. И может быть, самым важным стало осмысление того, о чём очень просто и очень точно сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему…»