Философия взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. МКДОУ «Детский сад № 9 «Родничок» - молодое образовательное учреждение, но уже по-новому смотрит на эти взаимоотношения, определяя их понятиями «знакомство», «совместная деятельность», «партнерство».
Знакомство. Оно начинается с родителей вновь поступивших детей. Основная задача детского сада на этом этапе – формирование доверия, потому что доверительное отношение прямо пропорционально активному сотрудничеству. Общаясь с родителями, педагоги не скрывают, что в чем-то сомневаются, просят совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.
Стало традицией проведение первого родительского собрания в группе вновь поступивших детей «Давайте познакомимся» в форме деловой игры, где родители через игровые приемы приходят к пониманию необходимости совместной деятельности детского сада и семьи в развитии, образовании и воспитании детей.
Совместная деятельность. С целью повышения интереса родителей к получению педагогических знаний и опыта мы применяем в основном нетрадиционные формы взаимодействия с учетом интересов двух сторон (родительские собрания в форме деловой игры, тренинги, мастер-классы, акции и т.п.). Даже Дни открытых дверей проходят не совсем обычно: программа составляется по результатам опроса родителей, выстраивается с учетом пожеланий так, чтобы каждый мог принять участие. По желанию родителей групповые консультации проводятся интерактивно через официальный сайт дошкольной организации и личные сайты педагогов.
Самыми большими друзьями детского сада являются «родители-активисты». Они первыми приходят на помощь, принимают участие во всех мероприятиях, чутко реагируют на все происходящее в детском саду. Их мы стали привлекать к управлению детским садом. Они входят в Совет дошкольной организации и помогают решать стратегические задачи развития учреждения.
Партнерство. Основой партнерства являются добровольность, долговременность и взаимная ответственность в деятельности.
За два года работы по выстраиванию партнерских взаимоотношений «родителей-активистов» стало больше. Благодаря им в детском саду стало традицией проведение проектной деятельности. А воспитателем Кулдашевой Ольгой Владимировной совместно с «родителям-активистам» стала внедряться инновационная форма образовательной деятельности – «мастер-класс для детей от родителей»:
- «Зимнее волшебство», где мама воспитанника превратилась в настоящую волшебницу и показала детям опыты с сухим льдом, заставив их поверить в чудеса;
- «Волшебное тесто», где дети познакомились со свойством теста и испекли вкусные печенья;
- «Здоровые зубки» - дети получили знания о том, как надо правильно чистить зубы;
- «Я - косметолог» - у детей сформировалось представление о профессии «косметолог», и они получили знания и навыки, необходимые по гигиеническому уходу за своим телом.
Детский сад за шесть лет работы стал территорией ответственных родителей. Родители с пониманием относятся к профессиональной деятельности педагогов, на правах партнеров являясь активными участниками образовательного процесса.